суббота, 5 мая 2012 г.

МК








полный мастер-класс куклы


(копирую сюда, потому что хочу найчиться)))

Рассаживаемся по партам, у нас первый мастер-класс.
Надеюсь, что все мы не совсем новички (давайте, хотя бы будем так считать в нашем тесном кругу ламеров)) и рассказывать о том, какие бывают куклы, материалы и основные технологии их изготовления, не придётся.

Мы все уже кое-что умеем, ручки у нас золотые, головушка варит, инженерная мысль работает, а уж таланту и художественного вкуса нам вообще не занимать)))
Поэтому просто-напросто без лишних экивоков начинаем делать куклу))
Так как каждый из нас любит "свой" материал, у каждого свои наработки по изготовлению куклы, своя схема, то я не навязываю свой вариант, а просто-напросто рассказываю как Я это делаю. В свою очередь, я надеюсь, что каждый из вас в свою очередь выложит свои наработки, поделится своими секретами, дабы наше мастерство росло и ширилось, а также откомментирует подробно каждый новый пост, делясь свои опытом по озвученной теме)))
Подробные фотографии, схемы и рисунки приветствуются, так как у нас тут мастер-класс, а не просто бла-бла-бла.



Создание куклы по стадиям примерно таково
(кукла классическая, небольшая, из пластического материала, в одежде, с волосами, на подставке):
1)эскиз
2)каркас+подставка
3)лепка
- головы
- кистей рук
- остальные открытые части тела
+ доработка (шлифовка)
4)наращивание тельца
5)роспись
- лица
- остальных частей тела
6)волосы
7)костюмчик
8)детали

Все эти пункты не обязательно идут строго в таком порядке, каждый начинает делать куклу с того элемента, который побудил его к этому (Дима ПЖ, впрочем как и многие другие, признается в том, что начинает работу над куклой с лепки головушки, именно эта часть помогает ему сразу увидеть всю куклу целиком, её образ, её идею). Многие пункты идут параллельно, многие просто-напросто отсутствуют (кукла может быть без подставки, без одежды и волосиков, может быть не раскрашена, то есть вариантов много, но мы рассмотрим максимальное количество пунктов, чтобы в дальнейшем у нас была возможность варьировать их).

1 этап: КАРКАС

Как многим кажется каркас – простая конструкция, безо всяких подводных камней. Но, сделав уже третью куклу, начинаешь понимать, что именно каркас – основа куклы, и от недочётов в его конструкции идут дальнейшие проблемы. Делая куклу, никогда не нужно забывать о вашем прекрасном замысле, о том волшебном образе, что завис у вас перед глазами и снится вам ночами)))Но, как же бывает обидно, когда приходится всё переделывать заново лишь оттого, что пару дней назад вы поторопились продвинуться вперёд и кое-что кое-где не подкрутили и не предусмотрели и ваша кукла на подставке не стоит, центр тяжести перевешивает её и она падает вбок или назад, и рука отваливается, а из шеи торчит проволока, которую вы посчитали не будет видно под слоем пластика или ватным тельцем....



Поэтому к каркасику, к этому проволочному скелетику куклы нужно подойти со всей ответственностью.

1)Сначала нужно подобрать проволоку, которая будет одновременно и гибкой и прочной. Я перепробовала уже немало проволок и пока остановилась на двух вариантах. Напомню, что куколка наша высотой 30-40 см, то есть не крошечка и обычные медные, алюминиевые проволочки не покатят.

- Первый вариант: так называемая "вязальная" проволока. Её я нашла на стройке (но также её продают в каких-то специализированных магазинах для строителей), в сечении она бывает разная, но оптимальный вариант – 2,5-3 мм, состав её я не очень понимаю, но по всей видимости это сплав стали и какого-то гибкого металла. В итоге она достаточно гибкая для того, чтобы у вас хватало сил закрутить её в нужных местах, но не пружинящая и не ломкая.
- Сейчас у меня эта проволока закончилась и я взялась за другой вариант: медная толстенькая проволока диаметром 2,5 мм. Она не ломается даже при большом усилии, достаточно гибкая, но её беда в том, что она пружинит. Это может привести к поломке пластического верхнего слоя. Но в целом и этот вариант достаточно подходящий.

2) Далее вяжем ваш скелетик. Лично я делаю куклу сразу целиком. По классическим стандартам куклу изготавливают по деталям, уж голова и ручки точно идут отдельно (многие кукольники делают куколку вообще как из конструктора). Но так как я рассказываю вам свой вариант, то другой, возможно, расскажете вы сами))))

Далее смотрите фотографии, а я вкратце расскажу: узлы вяжем покрепче, заматываем со всей дури, потому что если проволочные ручки-ножки будут у вас шевелиться на том месте, где они впоследствии будут облеплены пластическим материалом, то он потрескается. Неподвижность креплений также важна для общей устойчивости конструкции. Если ваша кукла сидит, стоит или пусть даже висит, её центр тяжести должен быть продуман вами со всей силы вашей инженерной мысли. Потому что прекрасно сделанная кукла, которая не хочет стоять, это грустное зрелище))) Поэтому, помня о том, что кукла – это игрушечный человечек – вспоминаем где у настоящего человечка находится центр тяжести? В области таза. Именно там и стоит утяжелить куклу. Продумать сразу всё так, чтобы область таза была тяжелее, чем голова. А также увеличить ступни, если кукла стоит без подставки. И даже если ваша кукла прикреплена к какому-то помосту, всё равно головушка не должна быть чересчур тяжелой. И вся тяжесть куклы должна как бы стекать книзу. Устойчивость куклы также может быть усилена с помощью каких-то дополнительных элементов (ствола дерева, посохом в руке, другой фигуры рядом). В принципе все эти приёмы известны и нормальный человек чувствует как нужно сделать, чтобы всё было крепко и устойчиво. Подвешенные и сидячие куклы также делаются в соответствии с вашим чувством гравитации и притяжения земли и конкретных советов тут дать нельзя.

Узлы я дополнительно обматываю узкой лентой из листовой меди. Это скрепляет их вообще намертво и я свободно вздыхаю и иду дальше. Делать кисти рук. Это дело я особенно люблю, хотя многие трясутся только при одной мысли об этом сложном элементе куклы. Но об этом я расскажу в следующем моём послании к вам.
Подставка должна была быть очень тяжеленькой, чтобы удерживать куклу в таком положении крепко на плоскости, поэтому я сделала её из нескольких слоёв гипсокартона, склееных между собой. Кукла в просверленную дырочку покамест только вставляется для удобства работы, а позже будет вклеена туда сильным клеем (я использую Poxipol). Каркас, без сомнения можно делать более сложным, приближаясь вообще к человеческому скелету: сделать грудную клетку, тазовые кости, черепушку выстроить. Но пока что я не чувствую такой необходимости в этом, наращенное ватное тельце восполняет эти человеческие объёмы.



Сразу могу сказать, что в результате дальнейшей работы в приведённом каркасике выявились следующие проблемы: левая рука оказалась длиннее правой, что не было заметно, когда рука была согнутой. Также пришлось нарастить ступню левой ножки и передвинуть куклу относительно подставки, так поза стала более правильной.

1,79 КБ







2 этап: КАРКАС (кисти рук)


На самом деле красивые и изящные кисти рук делать довольно просто. Главное набраться терпения и аккуратности.
Красивые и прочные пальчики получатся если вы правильно сделаете каркас для них.
В моём варианте я не леплю кисти рук, я не люблю делать сжатые пальцы, кулачки и жменьки. Я люблю красивые жесты, эффектные изгибы пальцев и ладони, как в индийских танцах)))



Материал для каркаса такой: алюминиевая или медная пластинка (как в наборе для чеканки), также подойдёт жесть пивных баночек – для ладошки. И второй элемент для пальчиков – тонкая, но прочнейшая проволока, которую я беру из стальных тросов. Стальные тросики (продаются в хоз.магазинах, строительных магазинах, рыбацких магазинах))если присмотреться состоят из множества тонких прочнейших проволочек, вот они-то нам и нужны. То есть если у вас есть какая-то похожая проволочка из других мест обитания, то она тоже подойдёт. Главное, чтобы она была тонкая и очень прочная. У меня здесь даже не просто стальная проволока, а с латунным покрытием, что делает её немного потолще и попрочнее (тоже из хоз.магазина). На вид может показаться, что проволока чересчур тонкая, но после покрытия её слоем ПВА, затем слоем краски, а кое-где и пластическим материалом придётся пройтись – пальчики становятся самых идеальных размеров.
Для толстых пальчиков такой каркасик тоже легко подойдёт, только придётся нарастить пластическим материалом побольше. Крепость гарантирована!

Собираем конструкцию как на фотографиях, придаём нужное положение пальчикам и самой кисти, в критических местах промазываем каким-нибудь супер-клеем для прочности и, ниткой приматываем к нашему основному каркасу за одну из торчащих проволочек. Теперь, если вы всё сделали достаточно аккуратно, то после того как сверху мы пройдёмся клеем ПВА – неровности и шероховатости, стыки и швы сгладятся так, что будут совершенно незаметны. ПВА также придаст упругость и "резиновость" пальчикам и, даже если кукла упадёт на них, ничего страшного с ними не случится.



в результате дальнейшей работы


Этап 3: наращивание тельца


На самом деле этап наращивания тельца и этап лепки головы (ручек-ножек и других открытых частей тела) может меняться местами, но в моём варианте наращивание тельца идёт первым.



Тушку я наращиваю ватой, хотя всегда везде советуют использовать синтепон. Синтепон я пробовала, но он чересчур пружинит, не придавая нужной плотности. Синтепоновый слой идёт у меня поверх ватного, в последнюю очередь, дабы придать аккуратный внешний вид.
Вату я просто прикладываю в нужном объеме к нужным местам и прошиваю ниткой (иногда просто обматываю), кое-где промазывая клеем "Момент", где нужна особая точность в формировании силуэта (очень удобна "резиновость" этого клея и способность к быстрому высыханию). Ручки-ножки и другие тоненькие части тела просто обматываю аккуратно ниткой, чтобы пластический материал сверху ложился лучше, так как по проволоке он будет скользить. Кое-где можно наращивать объёмы более толстой ниткой.
Вообщем-то это всё, что я могу сказать по этой теме)))Есть много способов делать тушку куколки: можно шить по выкройке (думаю, это очень интересный способ, но он более уместен при создании больших кукол, а также требует умений в кройке и шитье))); бывает вместо ваты и синтепона используют поролон, но поролон недолговечен и грубоват; также можно делать целиком куколку их пластичного материала, пусть даже он и не будет виден под одеждой.
Хочу пояснить, что данная обмотка годится для куклы, из самоотвердевающего на воздухе пластика. Если вы будете запекать куклу в духовке, то основу нужно делать из скомканной фольги. Но вообщем-то там и технология изготовления куклы несколько иная: голова и ручки-ножки на каркасе не закреплены и их удобно снимать-одевать.




4 этап: лепка головы и других открытых частей тела (+обработка и покраска)

Следующим этапом, после этапа наращивания тушки, будет лепка головы и других открытых частей тела.




Напоминаю, что так как этот мастер-класс я даю от своего имени, то технология изготовления куклы может сильно отличаться от других, виденных вами. Пластическим материалом в моей кукле является паперклей, но вы с таким же успехом можете использовать другие самоотвердевающие материалы, а также запекаемые в духовке, так как проверено опытным путём, что даже с уже намотанной тушкой, пластик можно обжигать в печи: вата может только немного потемнеть, но она не успевает нагреться до такой степени, чтобы вспыхнуть и сгореть (а если её ещё и обмотать фольгой, то вообще, думаю, она будет защищена окончательно).

Паперклей удобен тем, что даже после его полного высыхания можно наращивать бесчисленное количество слоёв, доводя черты лица до идеала (в вашем представлении))), а также разведя его водой до кашицеобразного состояния заглаживать неровности и сглаживать острые углы. То есть паперклей для тех, кто любит гладкость и округлость силуэтов, мелкие детали им практически не вылепить. Но паперклей необходимо шкурить, особенно если вы разводили его водой и заглаживали неровности, так как он после высыхания совсем не гладкий, а шероховатый (хотя это тоже красиво получается и для некоторых эффектов вполне подойдёт). Шкурить его нужно нулевой шкуркой, а для окончательной обработки прекрасно подходит шлифовка для ногтей (кап), она доводит его до идеально гладкого состояния, но на это нужно адское терпение, признаюсь сразу, лично у меня его не хватает до конца))))Вот у Лопусовой-Томской идеально отшлифованные личики, аки фарфоровые, но она же не придёт и не расскажет нам, как она этого добивается, так что сидим и дальше в неведении)))но думаю, всё достигается терпением и ещё раз терпением...
Другие пластические материалы лично я не слишком исследовала, поскольку признаюсь, что лепить я не люблю и липнущие к рукам эфапласты и фимошки не перевариваю физически)))Но может быть кто-то поделится своими наблюдениями за этими и другими пластическими материалами.

Результат видно на фотографии.


Окраска
Кто-то раскрашивает только глаза и немного подкрашивает личико, лично я целиком окрашиваю и личико и другие открытые части тела поскольку люблю декоративность в кукле. Но тут уж – дело вкуса))Предварительным слоем мне нравится наносить акрил из баллончика, он дополнительно сглаживает поверхность и укрепляет её, а также выравнивает цвет. Но тут нужна аккуратность, чтобы не было затёков, а то можно испортить вообще всю куклу. поскольку потёки эти отскрести сложно. Далее можно использовать любую краску, особенно для паперклея. И акварель, и гуашь, и акрил, и масляную краску, кому что нравится. Я использую акрил, иногда дополняю нежненькими тенями и румянами обычной косметики, люблю блёстки для ещё большей декоративности))
Последним слоем идёт лак, который опять же, каждый – на любителя, кому какой. Я нашла очень интересный матовый лак для акрила. Он водорастворим, не вонючий и сохнет быстро в отличии от фисташкового лака, которым я пользовалась до сих пор, а также не даёт противной желтизны и потёков. Прочность его не так высока, но для защиты от влаги и пыли вполне достаточно.

Мой результат таков:


Глазки я делаю дурацким способом, думаю он выглядит смешно, но мне нравится, а пока отступать от того, что мне нравится не собираюсь, хотя, думаю, я выпадаю изо всех классических требований)))
Я просто вставляю цветные прозрачные бусинки с капелькой цвета внутри, а зрачок рисую. Но перед этим в глазницу вклеиваю распущенную тесёмочку, как бы реснички. А так, вообще, глаза – основа для фантазии и самый лёгкий путь к оригинальности ваших образов. Их можно рисовать прямо на сформированном под глазик, пластике. Можно предварительно сделать основу из перламутровой бусинки, которая будет играть бликами как настоящий белок глаза, а радужку со зрачком нарисовать, можно вставлять готовые покупные глазки, стеклянные и пластмассовые, можно самим изготавливать глазки из Фимо. Вариантов – тыщща))))

Ну а после покрытия лаком, как всё высохнет, я обшиваю тушку капроном (можно бифлексом, но мне он кажется грубоватым)))и всё, основа для дальнейшей творческой работы готова:




Примеряем тряпочки, формируем примерный силуэт, подбираем цветовую гамму и далее шьём костюмчик, исходя из ваших фантазий. Могу сказать, что итоговый результат лишь процентов на пятьдесят напоминает то, что в голове было изначально. Одежду я шью прямо на кукле, ни снять , ни одеть обратно её нельзя. Очень удобна в работе так называемая мононить(а по сути – тонкая прозрачная леска), остальное – за вами. Ваши умения и аккуратность, и, главное – не забыть о фантазии и о том образе, который вам хотелось бы создать.





Длинновласка получается мало похожей на эскиз предварительный))ради смеха потом покажу насколько))) и главное – так всегда: кукла на тыщу процентов получается не по эскизу!

волосы я делаю из ниточек всяческих...попробовала делать из куклячьих волос, из человеческих стопроцентных (тож купила в парикмахерском магазе), и те, что для дредов тоже попробовала. Но не катит!!из-за того что кукла чертовски декоративна – реальные волосы никак не ложатся!выглядят чужеродно. А вот ниточки очень в тему
















Комментариев нет:

Отправить комментарий